Например, сравним меня и некоторого человека. Я родилась в относительно спокойное время у двух любящих родителей. Другой человек родился у безразличных родителей седьмым ребенком в разгар экономической и социальной катастрофы.
Я пошла в детский сад, где меня учили играть в шахматы, плести макраме и где к моим услугам была куча книг (и дома тоже). Другой человек пас кур, его постоянно избивали, он голодал и большую часть времени был предоставлен сам себе. Книг в его доме не было вообще.
Я пошла в школу, столкнулась с травлей и — отчасти благодаря родителям — меня перевели к другому учителю. Другой человек попал в рабство на два года, где его избивали, унижали и почти не кормили. И его туда отдали его родители, чтобы не мешал.
Я выиграла несколько олимпиад и научных конкурсов, при поддержке родителей поступила в МГУ. Другой человек отрубил себе палец в девять лет, так как рубил дрова на всю семью, в десять пошел работать, в четырнадцать в результате травмы лишился двух передних зубов, в семнадцать лет выучился на водителя, в восемнадцать ушел в армию.
Я в 22 года была выпускницей двух вузов, потанинской стипендиаткой и владелицей квартиры в Москве (родители помогли) с работой в крупной компании и кучей таких же друзей. Другой человек в 22 года получил несколько опасных травм и большой ущерб здоровью, работал на тяжелой неинтеллектуальной работе с риском для жизни.
Это был его выбор? А у меня это был мой выбор?
И — если вы спросите, откуда я так хорошо знаю историю другого человека, и не был ли он просто глупее меня — нет. У нас с ним примерно одинаковый интеллект. И даже генетика на 50% совпадает.
Да, это был мой отец.
Выбор — это миф. Если бы у меня была другая семья, возможно, я бы не училась в МГУ, а пробивалась через десять училищ. Или сразу пошла в Оксфорд.
От того, в каких условиях мы растем, у нас меняется интеллект, словарный запас и представления о наших возможностях. Да, в этих рамках мы можем что-то сделать — и иногда даже выйти за них. Но рамки все равно существуют и значительно меняют расстановку сил. Увы.
© Адриана Лито